Первый, апрельский конкурс «Проект 31» — закончился. Участвовало 4 игры:
- 451 Приключения Алексеса: Стирка. | Вопилов Александр
- 225 Иная реальность | Korwin & Jenny представляют:
- 203 Лучший подарок | Morych
- 47 Глаголы | Oldrik
Как наглядно видно из распределения мест, победила, — и на мой взгляд, вполне заслуженно, — игра «Приключения Алексеса: Стирка» Александра Вопилова. Почему я так думаю? Это достаточно просто:
«Глаголы» от Oldrik’a — это не интерактивная литература вообще, это очень полезный и нужный обучающий тест по английскому языку. Игра «Лучший подарок» — несмотря на уверения Morych’a о том, что это просто демонстрация возможностей его модуля инвентаря — это самая настоящая маленькая игра в стиле паззл-квеста, с юмором, богатством возможностей и интерактивности. Это — неогранённый алмаз. Просто потому, что для того, чтобы стать бриллиантом, там не хватает характера героев. Я знаю, что Morych умеет их писать замечательно — видимо, просто в этот раз перед ним стояла другая задача. Игра «Иная реальность» — при всём её потенциале, — сделана на треть. В неё можно играть, бояться, бежать и драться, но как сказала моя знакомая, сыграв в нее: «Круто, но мало!»
А вот «Приключения Алексеса: Стирка» Александра Вопилова — нормальная игра. Цельная. Законченная. С завязкой, характерами героев, настроением, кульминационным моментом и развязкой — как и положено! Так что победа справедлива…
Но есть в этом апрельском конкурсе нечто, меня совершенно не устраивающее. А именно — «объективная» автоматизированная система начисления баллов. Она стимулирует авторов игр участвовать в промоушене своего творчества. Более того, ежедневная демонстрация текущего положения создаёт азарт и конкуренцию.
Грешен — поддался. Сам когда-то работал в отделе продаж, не слишком долго и успешно, правда, так как не люблю навязывать людям то, что им не надо. Поэтому стал думать, как бы найти в сети тех, кому текстовые квесты интересны вообще, и предложить им поиграть в свою игру, а попутно и заманить на «Гиперкнигу», ifiction.ru, IFprint.org. Методика продвижения была проста:
- Рассказал о своём творчестве тем знакомым по аське, которые любят читать. Таких набралось человек двадцать. Они, предполагаю, дали еще кому-то — сам об этом никого не просил. Кстати, практически все сказали слова одобрения и дали весьма полезные советы по улучшению игры — у меня сейчас около сорока таких заметок по сюжету и загадкам.
- Разместил информацию о текстовых играх на трёх городских форумах, вступал в редкую полемику. Результат — прямо скажем, разочаровывающий. Подавляющему большинству разделов «Культура и общество», «Интересные книги», «Компьютерные игры» — текстовые квесты побоку. Люди готовы обсуждать сталинизм и евреев, похмелье и секс. Текстовые игры их не интересуют. Отдача — замеченная по изменению количества посещений, около тридцати-тридцати пяти человек за две недели.
- Задал вопросы на таком ресурсе как Ответы. Было задано 5 вопросов, один забанили за рекламу (самый разумный, со ссылкой на «Гиперкнигу»), другие специально оформил по-дурацки, разместил уже не в компьютерных играх, а в разделе «Юмор» — прокатило. Полезная отдача — чуть меньше тридцати голосов.
- Дал бесплатное объявление «Ищу бета-тестера игры». Со ссылкой на игру. Результат мне неизвестен, никто на почту не написал, по телефону не позвонил. Просмотров объявления тридцать за первый день и еще пять за все остальные. Но были ли переходы с этих просмотров — неизвестно.
- Разместил ссылки в своем профиле в социальных сетях. Походил по группам, каким-то образом связанным с темой игры. Отдача точно неизвестна, но предполагаю около сотни просмотров «накрутил».
- Зарегистрировался на двух компьютерных форумах, посвященных играм и геймдизайну. Кстати, чтобы там опубликовать ссылку, надо сделать несколько нормальных постов по разным темам. Сделал. (Кстати, мой любимый ник Korwin там уже занят — воспользовался другим). В одном создал новую тему посвященную текстовым играм со ссылками на Гиперкнигу, ifiction.ru и ifprint, в другом аналогичный пост в ветке вопроса «Ищу текстовые игры» — в качестве ответа. Как пример дал свою игру. Результат неизвестен.
- Нашел в сети несколько вопросов по текстовым играм. Там, где можно было отвечать с несложной процедурой регистрации — дал ссылку на игру. Получил вдохновляющий отзыв.
Собственно, всё. Еще, конечно штук пять посещений идет с компьютеров друзей, к которым я заходил в гости и показывал игру непосредственно, наблюдая за их прохождением — увлекательное, кстати, дело, каждому автору рекомендую!
Оценка результативности пиара — потрачено примерно десять часов времени на продвижение. Почему так много времени? Потому что надо думать, что писать, общаться со знакомыми в том числе на темы семья, дети, увлечения, планы. Придумывать заметки на форумы. Думать, как в следующий раз писать, чтобы не забанили. Это — труд. Причём далеко не самый любимый.
За две недели получено 225 просмотров. При отсутствии действий по продвижению было бы примерно 50-60 просмотров за две недели. Итого 225-55=175 просмотров «накрутил», разделить на 14 дней, в среднем выходит примерно 12-13 дополнительных посещений на сайт «Гиперкниги» в день. Результивных — тех, кто прошёл игру, одобрил и написал хоть какой-то отзыв, упомянутые в пункте первом двадцать — двадцать пять.
Когда я увидел утром 30 апреля резкий «взлёт» популярности «Стирки» (с 89 до 156) — был реально удивлён. У меня создалось ощущение, что либо у Александра Вопилова, как у хорошего человека нашлось 70 друзей, к которым он наконец обратился… либо, что меня, с моими любительскими действиями по продвижению, просто «делает» профессионал. Сначала, я предположил первое, и даже поставил «Стирке» оценку «отлично», потому что друзей надо радовать, а мне оценки не жалко.
Но, когда «Стирка» обошла «Драконов и принцесс» по рейтингу популярности, меня взяло сомнение. И я задал вопрос нашему сисадмину Александру (кстати, очень распространенное имя, среди сисадминов). Он похохотал и сказал: «Хочешь, я тебе посещаемость накручу?» Сколько надо? Тысячу? Две?
Я слышал о накрутках с использованием прокси-серверов, но что-то меня идея не вдохновляла. Тогда Алекс предложил другое:
— А давай твоему конкуренту накрутим тысячу?
— Зачем?
— Чтобы всем было понятно, что его просмотры — лажа.
И он включил какую-то программу. Быстро замелькали цифирки просмотров. 10, 20, 30…
— Саша, не надо.
Я — отнюдь не образец честности, мне просто стало противно. Еще раз повторюсь, что не отношу себя к порядочным и законопослушным людям. Когда-то в детстве я действительно всегда платил за проезд, но когда узнал, что в психологических тестах вопрос о проезде считается показателем лжи респондента — перестал платить всегда. Теперь плачу регулярно снова, но, скорее уже из собственного убеждения, что оказанные услуги должны быть оплачены. Долгое время я не считал зазорным пользоваться взломанными программами (особенно в девяностые) и так далее.
Но в таких действиях по продвижению было что-то, переходящее границу. Распрощавшись с Александром, я более в этот день никаких мер по продвижению не принимал.
Грустил и думал. Зачем я вообще ввязался в это дело? Десять часов можно было с успехом потратить на общение с детьми и женой. Потом понял, зачем — азарт. Своего рода игра. Есть цифирка. Есть твои действия. Если ты что-то делаешь правильно — цифирка растёт. Удовольствие.
Только какое это имеет отношение к качеству игры? Никакого абсолютно. Я — пас. С меня хватит. Пойду к жене и детям. Если чудом останется время — буду писать игру дальше.
***
А что касается конкурса — мне лично думается, что решение о том, кто победитель, принимала не машина, а человек. И решение было принято — правильное.
Только может быть, на будущее, и правда лучше создать жюри? И пусть мнение будет субъективным — если членов жюри будет несколько, это вполне нормально. В среднем получится вполне объективная оценка. Я вполне доверяю людям с никами uux, Серый Волк, DoubleDragon, Евг, Morych, Ушкуут, Eddie, goraph, cheshire, Ajenta Arrow, Вета, Saint, ASBer, Nex, sonic (упомянул не всех, простите) — если они, конечно, сами не участвуют в конкурсе.
А любую программу, любой алгоритм человек найдет способ обмануть. Хотя бы из спортивного интереса.